ФРАНЦИЯ
Конференция на берегу океана и весна в Париже
Париж, Нант, Ле Круазик и Атлантический океан

Часть 3 (окончание).
Парижские каникулы.

Части 1 (начало, Париж - Нант - Ле Круазик)  и 2 (продолжение, Париж).


11 апреля 2003, пятница
Париж

Первым местом в Париже, куда я отправился утром в пятницу вместе с Рено, был деловой район Дефанс, в котором среди прочих компаний и организаций располагается Bureau Veritas, в исследовательском департаменте которого и работает Рено. Немного проспав, собирались мы активно и благодаря быстрому парижскому метро уже через 30 минут мы подъезжали к "Сити Парижа", достаточно удаленному от центра города.

Дефанс
Строительство центра Дефанс (Le Defense), предназначенного для деловой жизни, началось в 1955 году на огромной территории в 130 гектаров, расположенной за мостом Pont de Neuilly. Сегодня это ультрасвовременной деловой центр, обязанный своим названием памятнику обороны Парижа в 1871 году. Здесь находятся выставочный центр CNIT, деловой квартал с небоскребами из стекла и железа, в которых располагаются крупнейшие фирмы, сферический кинотеатр, большой торговый центр и жилые дома.
В соответствии с градостроительным замыслом, все дороги и коммуникации проходят в этом районе под землей, поэтому наземная часть Дефанс является только пешеходной. Самые больши башни - Фиат, Манхэттен, Гэн, Эльф-Аквитен.
Дефанс - самый большой бизнес-центр в Европе.

Поднимаясь из метро, ты сразу попадаешь в очень спокойное, малолюдное в начале рабочего дня, пространство между многочисленными небоскребами самых разных размеров и вида. Отделение Bureau Veritas, в которое я направлялся расположено на 6-м этаже "всего лишь" 15-этажного здания, которые в обилии расположены между действительно гигансткими небоскребами, напоминая маленьких жирафов рядом со своими высокими родителями.

Изнутри здание выглядит также блестяще и современно как и снаружи, везде сверхсовременные архитектура, дизайн, устройства, лифты. Поднялись на 6-й этаж, где я встретился как со старыми знакомыми по конференциям, такими как Шиме Маленика (директор исследовательского отделения Bureau Veritas), Ксио Бо Чен, так и новыми для себя людьми. Они мне рассказывали про Дефанс, свое бюро и проекты, которыми занимается их отдел, я же рассказывал о своих задачах.
Отдел (это небольшая часть крупной корпорации) располагается в бизнес-центре и похож изнутри на коммерческие организации, сотни которых расположены здесь.

За беседами, разговорами и формулами время до обеда прошло незаметно; втроем с Шиме и Рено отправились обедать в столовую этого офисного здания. Про эту столовую, вернее ее размеры нужно сказать особенно. Она занимает целый этаж здания, и, надо заметить, что французские бизнесмены и иже с ними не страдают от отсутсвия выбора. Отведав в очередной раз французской кухни, я отправился на прогулку по деловому району с Рено. Эспланада (площадь) La Defence, очень просторная, вокруг нее возвышаются огромные здания, светлые, серые, черные. Эти гигантские сооружения я хорошо рассмотрел из самолета еще в прошлом году, облетаю с инспекцией парижские земли по пути из Амстердама в Киев.

Погуляв и погревшись на солнышке, мы вернулись в Bureau Veritas, где я попрощался с коллегами по водному цеху и отправился дальше. Главным планом 11 апреля являлась Эйфелева башня, но для начала я еще раз прогулялся по деловому району Парижа. От него открывается замечательный вид - ровная четкая линия, состоящая из проспектов Шарля де Голля и Великой Армии (наполеоновской, конечно), ведущих к Триумфальной арке. Вообще же гигантская прямая линия, начинающаяся от Лувра и арки Карусель, которая ведет к Триумфальной арке, может быть продолжена до огромной аркий Ля Дефанс Grand Arche.

Большая Арка Дефанс
Арка Дефанс стоит на оси Елисейских Полей и замыкает перспетиву "триумфального пути". Этот очень длинный "путь трех арок" составляет около 6 километров! Огромная Арка Дефанс в разрезе представляет собой букву П высотой в 110 метров. На скоростном лифте можно подняться на ее вершины и увидеть весь Париж. Это огромное белое современное сооружение с прозрачными стенами хорошо просматривается и с площади Этуаль и от Лувра.

Погода в этот день выдалась погожая, солнечная. Обойдя Арку Дефанс, как всегда ежеминутно нажимая на "спуск" фотоаппарата, я еще немного побродил между небоскребами самого большого делового центра Европы и спустился в огромный подземный город, расположенный под Дефанс. Здесь есть все: магазины, рестораны, автостоянки, поезда, автобусы и метро. Именно в метро я и направился, чтобы ехать к символу Парижа, известному каждому - Эйфелевой башне. Пересадку в метро я делал под другим символом - Триумфальной аркой. Приехал на станцию метро Bir Hakeim и по набережной Бранли двинулся к Эйфелефой башне.
Эйфелева башня / Eiffel Tower / Tour de Eiffel
Эйфелева башня
Для начала заглянем в паспорт символа Парижа.
Имя: Эйфелева башня (Tour Eiffel)
Дата рождения: 31 марта 1889 года (водружение флага на вершину), построена ко Всемирной выставке и к 100-летию Французской революции.
Подрядчик: Гюстав Эйфель (Gustave Eiffel & Cie)
Авторы проекта: М.Кошлин и Э.Нойе (Maurice Koechlin & Emile Nouguier)
Архитектор: С.Совестр (Stephen Sauvestre)
Проект: работа была начата в 1884 году
Строительство: с 1887 по 1889 (2 года, 2 месяца и 5 дней)
Устройство: 18 038 частей, 2 500 000 заклепок
Вес металлических конструкций: 7 300 тонн
Общий вес: 10 100 тонн
Высота: 320 метров (с сигнальной мачтой), 324 метра (с антеннами), 300 метров (первоначальная высота, без мачты)
Количество посетителей: более 204 миллионов человек человек, точнее, как сообщал официальный сайт Эйфелевой башни (http://www.tour-eiffel.fr) 204 381 152 человека, в 2002-м году башню посетили 6 157 042 человека
Степень популярности: узнаваема в каждой стране мира
Количество ступенек: 1665
Цвет: серый (издали днем), коричневый насыщенный (вблизи), ослепительно-желтая (ночью, с подсветкой)

Итак, мы познакомились главной парижской красавицей. 11 апреля познакомился с ней и я, близко, как и очень многие туристы - ежегодно в последние несколько лет башню посещает более 6 миллионов человек. Не самая высокая в мире, Эйфелева башня берет чем-то еще. Люди со всех концов мира, со всех континентов и материков, все они стремятся подняться на Эйфелеву башню, чтобы увидеть Париж у своих ног, увидеть все многочисленные памятники французской столицы, великолепную панораму города и его окрестности (при хорошей ясной погоде радиус обзора с верхней площадки башни достигает 70 километров), чтобы нацарапать на вековом железе свои имена, сфотографироваться и бросить с вершины башни листик со своим загаданным желанием.

Эйфелева башня - символ Парижа и всей Франции, как Колизей является символом Рима и всей Италии, статуя Свободы - Нью-Йорка и США, а Кремль - символом Москвы и России. Но, пожалуй, контуры Эйфелевой башни наиболее известны во всем мире. И никто не сможет подсчитать сколько ее изображений всех видов и размеров увозят туристы во все уголки земного шара.

В год столетия Французской революции в Париже проводилась очередная Всемирная выставка. К ее открытию было решено построить 300-метровую металлическую башню. Конкурс выиграла группа инженера и известного мостостроителя Гюстава Эйфеля, представившая проект Мориса Кошлина и Эмиля Нойе. Это были времена, когда инженеры вытесняли архитекторов-"староверцев", когда сталь играла все более важную роль в строительстве. Такими инженерами стали Эйфель и его коллеги, нарисовавшие металлический, но в то же время легкий, динамичный и изящный силуэт башни на самом небе Парижа.

Эйфелева башня кажется легким ажурным сооружением при том, что состоит она из более чем 18 тысяч железных конструкций и весит более 10 тысяч тонн. Этот огромный вес вот уже 114 лет покоится на четырех пилонах с цементным основанием. Эйфелева башня была построена за два с небольшим года и служила входом на Всемирную выставку.

Башня состоит из трех уровней: первая, самая большая платформа находится на высоте 57 метров, вторая - 115 метров и третья - 274 метра! Вид, особенно с третьей платформы, открывается невероятный и умопомрачительный!
Под Эйфелевой башней расстилается зелень Марсова поля, бывшего военного плаца и места проведения Всемирных выставок, позже превращенного в прекрасный парк.

Для начала я прошел под башней, рассматривая мощные опоры - пилоны и железные конструкции башни. Для меня было неожиданностью, что башня коричневая, совершенно без примесей других цветов. Ночью башню подсвечивают с большим мастерством и она кажется сотканной из золотых кружев. Здесь, под башней, всегда много людей, кто-то, особенно ошалевший народ, только что спустился вниз, кто только толпится в очередях у касс (нужно запасаться терпением). Прогулявшись по Марсовому полю, я вернулся к подножию башни изанял очередь к кассам Северной опоры. Отстояв свои 30 минут, я купил билет для входа на все три платформы и отправился внутрь Северной опоры, к лифтам, поднимающимся на первый и второй уровни.

Подъем на первые два уровня осуществляется в достаточно просторных желтых кабинах. Посетители заходят в кабину и она, набирая ход, устремляется под наклоном к первой платформе.
На первой платформе, самой большой по размерам, расположены почтовое отделение, кинотеатр и помещения, рассказывающее о создании Эйфелевой башни, ее устройстве, ресторан. Высота первой платформы над уровнем Парижа - 57 метров.
Лифт сделал остановку, желающие начать осмотр с этого уровня вышли и лифт быстро поехал ко второму уровню, теперь уже почти без наклона.

Второй уровень, он же вторая платформа находится на высоте 115 метров над Марсовым полем и набережной Бранли. Платформа состоит из двух этажей, с одного (нижнего) лифт отправляется вниз, с верхнего, соответственно, вверх.
На втором уровне расположены кафе, ресторан, сувенирные магазинчики и телефонные аппараты, которыми я и воспользовался.
Уникальная прекрасная панорама Парижа - красивейшего города мира! Так как была погожая погода, то можно было хорошо рассмотреть каждый уголок Парижа, начиная от Марсова поля, Трокадеро и дворца Шайо, Сены, расположенными рядом с башней, домом Инвалидов, Лувром, Триумфальной аркой и заканчивая Монмартром и Дефанс, которые расположены достаточно далеко. Также видны телебашня в Сен-Дени и холмы, возвышающиеся где-то далеко за городом.
Поднялся на верхний этаж. Это прекрасное место для фотографирования Парижа и для запечатлевания его видов в памяти. Оба процесса происходят автоматически, раскинувшаяся панорама настолько великолепна, что забываешь обо всем на свете. Кроме Парижа. И Эйфелелевой башни.
Когда прошло первое изумление и Париж со 115-метровой высоты был осмотрен, я занял вторую очередь - на скоростной лифт, который поднимается на верхний уровень. Кстати, если некоторые туристы и не верили до посещения башни, что с подъемом температура понижается, то теперь они в этом были уверены. Но оказалось, что порыв очень холодного воздуха был единичным и стучать зубами больше не пришлось.

Скоростной лифт наполнился и стремительно стал подыматься на "третий этаж" сооружения в 90 этажей высотой. При подъеме можно увидеть Париж и Сену в очень интересном виде - сквозь изощренный железный узор башни Эйфеля. Из окон лифта кажется, что Париж падает вниз.

Мы прибыли на третий уровень, расположенный на высоте 274 метров. Верхний уровень также состоит из двух этажей. Первый застекленный этаж, внутри которого расположены схема Парижа с нанесенными на нее достопримечтальностями, а также указаны направления и расстояния до крупнейших городов мира, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга и Киева.
Второй этаж, расположенный на высоте 276 метров) представляет собой открытую площадку (обнесенную по всей высоте крепкой решеткой). Весь Париж виден внизу, причем уже даже не "как на ладони", а гораздо ниже. Дух захватывает от предстающей твоим глазам красоты.

Здесь, откуда виден весь Париж, кажется странной вся суета там, внизу, наступает умиротворение, желание любоваться панорамой города и ничего более. Через 114 лет после своего возведения, десятилетия назад утратив славу самого высокого сооружения в мире (на данный момент самой высокой башней является телебашня в Торонто - 553 метра, но, после окончания реконструкции Останкинская телебашня Москвы вернет себе пальму первенства - к "оригинальным 537 метрам будут добавлены еще 20), Эйфелева башня остается самой популярной, причем с каждым годом поток посетителей увеличивается. Она почти неподвластна возрасту. За башней ухаживают, ржавчина ей не грозит. "Она всех нас переживет, и надолго", - говорят служители этого чуда света. Это предсказание показалось бы чересчур смелым столетие назад, когда обнародовал свой проект Густав Эйфель. "Позором Парижа" в гневе назвали этот план светила Франции в письме протеста, направленном правительству через несколько недель спустя после того, как рабочие принялись рыть яму под фундамент башни. Время быстро доказало, как они были не правы. Почти 2 миллиона посетителей поднялись на Эйфелеву башню уже во время Парижской всемирной выставки 1889 года, замирая от возможности оказаться на такой высоте в ту, еще доавиационную эпоху. Выставка, знаменующая собой столетие Французской революции, стала демонстрацией технологической мощи страны и ее возрождения после позорного поражения в войне с Германией за 18 лет до того. Башня стала главным событием выставки. В августе 2002 года через турникеты прошел ее 200-миллионный посетитель. Для сравнения: построенный в 1931 году небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг, высотой превышающий Эйфелеву башню, со времени своего открытия принял около 110 миллионов посетителей.
Эйфелева башня - самое посещаемое из сооружений в мире, имеющих платный вход. Она стала еще популярней с тех пор, как началась эпоха массового туризма. На то, чтобы собрать первую сотню посетителей, потребовалось 94 года. Двухсотмиллионный рубеж был достигнут всего за 19 лет после этого. Гюстав Эйфель ожидал, что будет около 500 тыс. посетителей в год; в 2002 году их оказалось более 6 миллионов. "Поначалу никто ее не хотел, - говорят сегодня многие парижане, - но теперь для нас Париж - это башня Эйфеля".

Это железная леди, вдохновляющая французов и многих других. Башня вдохновляет одним своим существованием, это как бы мотив, который каждый посетитель распевает, как может. Для людей с техническим складом ума это триумф инженерии. Для возлюбленных - воплощение романтизма. Для отважных, каскадеров и просто упрямцев - возможность проверить себя. Также как и под Триумфальной аркой, однажды одномоторный самолет пролетел под нижним уровнем башни.

Находиться на вершине Эйфелевой башни это все равно, что стоять на вершине мира. Потратив некоторое время на осознание того факта, что я стою на вершине мире, я принялся осматривать и фотографировать Париж с рекордной для себя высоты в 276 метров, башня - это самое высокое сооружение, на которое я подымался. Невозможно оторваться от созерцания Парижа. Все его достопримечательности, Сена, границы города великолепно видны с вершины башни. Наслаждался панорамой Парижа до того как начало садиться солнце. Тогда, с большим сожалением отправился вниз, снова отстояв очередь и рассматривая город свозь конструкции башни.

Снова прибыл на вторую платформу. Вечер медленно спускается на Париж, на башне становится спокойнее, можно не торопясь обойти этажи по их периметру. Прошел какой-то участок лестничного марша, для проверки ощущений - под ступеньками более 100 метров почти пустоты. Вернулся на второй уровень, последние взгляды на прекрасный Париж и лифт (а я вместе с ним) начинает спускаться вниз. Так прошло одно из главных для меня событий в Париже - посещение Эйфелевой башни. Странно было шагать по парижской земле, только спустившись из поднебесья.

Несмотря на то, что наступал вечер, количество желающих посетить башню (лифты работают с 9.30 до 23.00, в июле и августе с 9.00 до 0.00) не уменьшалось. Желающих подняться на вершину огромного, но изящного символа Франции. И увидеть Париж у своих ног.

Я же стал удаляться от Эйфелевой башни, идя по Марсовому полю, бывшему полигону для военных парадов, в направлении Военной школы. Она расположена недалеко от Дома Инвалидов, также как и штаб-квартира ЮНЕСКО - большое современное здание. Поле для маневров получило имя римского бога войны Марса.

Военная школа была создана для того, чтобы небогатые дворяне смогли получить военное образование. В 1784 году в Военную школу поступил Наполеон Бонапарт. Комплекс занимает территорию целого квартала. Особое величие придает зданию центральная часть главного здания с коринфскими колоннами.

Пройдя площади Жоффре и Военной школе по широкой и оживленной Avenue de Tourville пришел к Собору Инвалидов. Здание, где Наполеон начинал свою блистательную и стремительную карьеру (Военная школа) находится всего в пятистах метрах от собора, где ныне покоится его прах.

Собор Дома Инвалидов
Собор представляет собой квадратное в плане сооружение высотой 107 метров, увенчанное грандиозным позолоченным куполом (его диаметр 27 метров) и является композиционным центром Дома Инвалидов. Собор Инвалидов по праву считается одним из самых величественных зданий Франции. Если фасад Дома выходит на Сену, то Собор повернут к левому берегу Сены. Вход находится со стороны площади Вобана. Собор и весь Дом Инвалидов обнесены рвом, с которым связаны кровавые события - здесь были казнены многие сторонники Наполеона.
С 1800 года собор стал местом погребения наполеоновских генералов, а сам Наполеон неоднократно выражал пожелание быть похороненным в столице. Умер же он, как известно, на острове Святой Елены в 1821 году и только 15 декабря 1840 года (после долгих согласований с англичанами) император вернулся в Париж навечно. Несмотря на лютую стужу почти весь Париж пришел проводить Наполеона в его последний, самый долгий, путь.

Осмотрев здание, я обошел вокруг всего комплекса Дома Инвалидов. От Собора и площади Вобана расходятся 5 широких улиц, по одной из которых - по бульвару Инвалидов я и отправился не торопясь, мимо церкви Святого Франсуа Ксавье, на ставшую мне родной Rue de Sevres. Шел и вдыхал аромат распустившихся цветов и парижского вечера, предполагая, что мои путешествия на сегодня закончены.

Оказалось однако что это далеко не так. Дома я встретился с Рено и его другом, очень активным и жизнерадостным марсельцем, Луи. Прогулявшись по Монпарнасу, мы отправились к Луи. Он живет у метро Menilmontant, в одноименном районе Парижа, рядом со знаменитым кладбищем Пер-Лашез. Поскольку давно уже стемнело, то мы отправились не на кладбище, а к Луи. Здесь же и было встречено наступление субботы.


12 апреля 2003, суббота
Париж

Разговоры на самые разнообразные темы, выпивание французского вина и поедание французских продуктов затянулось далеко за полночь. Особенно жаркая дискуссия развернулась вокруг войны в Ираке, хотя это уже было размахивание кулаками после драки. Еще была проведена ночная прогулка. И только после 2.00 все трое рухнули спать.
В квартирах трех парижских друзей успел я побывать и с каждым разом творческий беспорядок становился все ощутимее, видимо это тоже часть парижского стиля жизни. Чем ближе я знакомился с парижанами, тем симпатичнее, жизнерадостнее и приветливее казались мне они.

Активная часть утра субботы началась для меня только в 10 часов, а туристическая программа началась спустя час, когда я прибыл (с помощью метро) к старой башне Сен-Жак. Вышел на набережную Сены по бульвару Севастополя.

Русские названия в Париже.
Вопреки моим надеждам, бульвар Севастополь назван так не после Второй мировой войны, а задолго до нее - в честь побед французов в 1854-55 гг. в Крыму. Из пяти с половиной тысяч улиц и площадей города более полусотни носят русские названия. Первые "русские" названия на карте Парижа появились в XIX веке и с тех пор стали неотъемлемой частью города. Улица Петра Великого, мост Александра III, площадь и фонтан Стравинского, сад Рахманинова и сквер Толстого, бульвар Севастополь и вилла Кронштадт и многое другое в городском топонимике связано с Россией.
Обычно главную роль при присвоении русских названий улицам и площадям Парижа играли чувство уважения и дружественного отношения к России со стороны горожан. Многие наши соотечественники оставили заметный след в культурном наследии Франции. Чайковский, Мусоргский, Прокофьев, Кандинский, Шагал, Римский-Корсаков, Баланчин - их имена, так же как и многих других наших знаменитых соотечественников можно увидеть на табличках с названиями парижских улиц и площадей. Толстой, Тургенев, Бунин, Куприн, Бальмонт и многие другие какое-то время жили в Париже, а слова "эмиграция первой волны" и Париж навсегда неразрывно связаны.
Вопреки моим надеждам, бульвар Севастополь назван так не после Второй мировой войны, а задолго до нее - в честь побед французов в 1854-55 гг. в Крыму. О Крымской войне середины позапрошлого века в городе напоминает и аллея Крыма и мост Альма (речушка на Крымском полуострове, где англо-французские войска одержали победу над российской армией). В ряде французчких городов есть и улицы Малахов курган. Правда после окончания Второй мировой войны на карте французской столицы появились площадь Сталинградской битвы и площадь эскадрильи "Нормандия-Неман". Много мемориальных табличек с русскими именами на парижских домах. Известная газета "Русская мысль" издается в Париже с 1947 года.
Париж. Сена. Эйфелева башня. Алексей Андрианов / Paris. Seine. Eiffel Tower. Alex Andrianov
По набережной, залитой солнцем и оживленной по случаю субботу, двинулся в противоположном от Лувра направлении к ратуше.

Городская ратуша (Hotel de Ville) и Ратушная площадь
История ратуши началась в XIII веке, в последний раз здание было отреставрировано в конце XIX столетия после крупного пожара во время Коммуны. Здание украшают фигуры великих людей Франции и аллегорические фигуры всех 136 французских городов.
Ратушная площадь, ныне пешеходная, до 1830 года называлась Гревской и хотя на ней проводились многие празднества, она вызывала у горожан ужас. Здесь происходили публичные казни, людей простого сословия вешали, дворянам отрубали головы. В 1792 году гильотина всех уравняла в правах. Кровавую историю площади прервало переименование. Да, тяжело найти место в Париже, не политую когда-нибудь давно кровью.
Недалеко от ратуши находится церковь Сен Жерве - Сен Проте, первая базилика на ее месте была еще в VI веке.

Футуристический центр искусства и культуры Жоржа Помпиду также расположен в районе Бобур (Beaubourg), к которому я притопал от Ратуши через площадь Игоря Стравинского. Как назвать правильно этот центр я не знаю. Честно говоря, более странного и бестолкового сооружения я еще не видел. Это параллелепипед из стали и стекла, скрывающийся за разнообразными и разноцветными трубами. Слабым утешением французам может служить то, что авторами проекта были англичанин и итальянец. В самом же центре находится музей современного искусства, библиотека и управление культурного развития.

Рядом с центром Помпиду находится Форум центрального рынка (Forum des Halles). Он выглядит как зеленый сад рядом с современными металлическими конструкциями, но под ними находится несколько этажей с магазинами, кинотеатрами, кафе. Ранее рынок, как и прилегающий к нему квартал, назывались Les Halles. Пройдя через сад на поверхности Форума я вышел к церкви Сент-Эсташ.

Церковь Сент-Эсташ
Эта церковь (Eglise Saint-Eustache) была заложена в 1532 году вместо стоящей здесь небольшой церкви, построенной в XIII веке. При строительстве церкви был использован проект собора Парижской Богоматери, так что Сент-Эсташ приходится младшей сестрой Нотр-Даму.

Покинув один из самых старых районов Бобур, по набережным, ведущим вдоль островов Сите и Сен-Луи, пришел в другой старинный квартал - Марэ (Le Marais), некогда аристократический, с красивыми особняками. Один из них - старинный особняк архиепископов Санских.
Красивые тенистые улочки, очень спокойные (редкий турист дойдет до квартала Марэ). По бульвару Анри IV направился в район, который знает любой уважающий себя революционер.

Бастилия
Площадь Бастилии (Place de la Bastille) - одна из самых известных площадей. Именно здесь стояла гигантская крепость, выстроенная Карлом (на самом деле Шарлем) V в конце XIV века как оборонительное сооружение, а стала (временно) зловещей тюрьмой. 14 июля 1789 года восставший народ штурмом взял Бастилии как символ ненавистной власти, убив коменданте и немногочисленную охрану. Каково же знать французам теперь, что в крепости было всего лишь 7 или 8 заключенных, посаженных непонятно за что? В любом случае теперь 14 июля - главный национальный праздник Франции - день взятия Бастилии.
Крепость на этом месте именно стояла, на следующий день после взятия ее стали разбирать, а на руинах устраивать танцы. Символ "старого мира" разрушили до основания и теперь из этих же булыжников выложена площадь Бастилии (это была информация для любителей растаскивать достопримечательности по камушкам).

Июльская колонна
Колонна была возведена в центре площади в 1840 году как дань памяти жертвам Июльской революции 1830 года. Венчает Июльскую колонну позолоченная статуя Гения Свободы. У подножия колонны высотой 52 метра захоронены жертвы двух революций - 1830 и 1848 гг. По количеству революций Франция уверенно удерживает первое место в мире.
Также на площади находится здание Оперы Бастилии, построенная в 1990 году.
От площади по Rue de Saint Antoine, переходящую позже в знаменитую Rue de Rivoli, направился к одной из самых красивых площажей Парижа.

Площадь Вогезов
Площадь Вогезов (Place des Vosges) или Вогезская площадь построена на месте знаменитого особняка Турнель. Король Генрих IV решил построить квадратную площадь, окруженную домами с одинаковыми фасадами, среди которых выделялись  бы два: дом короля и дом королевы. Сначала площадь называлась Королевской, но во время Великой французской революции ее переименовали. Уже более 100 лет площадь носит название департамента Вогезов, который первым заплатил налоги в казну (вот кратчайший путь в историю - заплатить налоги). Красивые красно-белыми дома с высокими крышами сохранили свой первоначальный облик. Почти все пространство Вогезской площади занимает сад с тенистыми аллеями, газонами и фонтанами. На этой площади жили Виктор Гюго (теперь здесь расположен его-квартира и Жорж Сименон.

После посещения площади Вогезов, по небольшим улочкам гулял по кварталам Марэ и Бобур. Здесь расположены, кроме уже упомянутых достопримечательностей, музей Пикассо, расположенном в особняке Сале, Карневале - музей истории Парижа, особняк Сюлли. Множество зданий сохранили свой первоначальный величественный вид, узкие улочки здесь тихи и спокойны.

Улица Риволи, на которой жили Тургенев и Толстой. По этой широкой, длинной и известной улице вышел к Лувру и церкви Сен Жермен л'Осеруа, расположенной на широкой площади Лувра.

Церковь Сен Жермен л'Осеруа
Эта церковь (Eglise Saint-Germain - l'Auxerrois) Св.Жермена, бывшего епископа Осерского, связана с одним из самых трагических событий в истории Франции. Именно отсюда в ночь на 24 августа 1572 года был подан сигнал к началу резни гугенотов, получившей название Варфоломеевской ночи. Она была организована кровожадной Екатериной Медичи и семейством де Гиз. Церковь была приходской церковью королей династии Валуа с XIV века, когда они обосновались в Лувре.

Пройдя мимо этого зловещего сооружения, я вышел на набережную Сену, прошелся вдоль стен Лувра, зашел в его первый, внутренний двор, он называется Квадратным, и затем во двор Наполеона (расположенный между зданиями Лувра и площадью Карусель), где расположен главный вход в музей - пирамида. Уже через несколько минут я был внутри крупнейшего музея мира.

Лувр
Лувр (Louvre) это средневековая крепость, дворец королей Франции и один из крупнейших музеев мира в течение последних двух столетий. На архитектуре дворца остались свидетельства его более чем 800 летней истории.
Средневековая крепость которая в последствии превратилась во дворец, была построена Филиппом Августом в конце XII века. В крепости хранилась королевская казна и архивы. В XIV веке Карл V Мудрый превратил крепость в свою резиденцию и заказал строительство библиотеки, за что и получил свое прозвище. К сожалению, библиотека не дожила до наших дней.
В дальнейшем Лувр неоднократно перестраивался и достраивался, менял свой облик. Шли годы, менялись короли. Кто-то предпочитал жить в Лувре, кто-то за его пределами. Но все они вносили что-то свое в облик дворца.
В 1682 году, когда королевский двор был перенесен в Версаль, все работы были заброшены, Лувр пришел в состояние упадка. В 1750 году даже шла речь о его сносе.
После бурных лет Революции, работы по строительству Лувра были возобновлены Наполеоном I. Современный вид Лувр приобрёл в 1871 году при Наполеоне III. Начало музейной экспозиции Лувра в XVI веке положил король Франциск I, который начал собирать коллекцию художественных произведений. Именно он, решив вернуться в Париж, приказал снести старую крепость и построить на ее фундаментах дворец. Коллекцию Франциска I пополняли Людовик XIII и Людовик XIV.
10 августа 1793 года галерея была открыта для посещений и стала музеем. Особый вклад в расширение коллекции внес Наполеон I. С каждой побежденной нации он требовал дань в виде произведений искусства, правда почти все из них были возвращены после поражения Франции.
В наши дни каталог музея насчитывает 400 000 экспонатов. Коллекция Лувра включает экспонаты датирующиеся периодом зарождения древних цивилизаций. Этим подтверждается энциклопедичное призвание музея.
Колоннадой Лувра принято называть восточный фасад Луврского дворца. Левая половина западного крыла дворца является самой ранней и самой замечательной частью дворца, ее строительство началось в 1546 году.
В 1981 году по решению президента Республики Франсуа Миттерана начались реставрационные работы в Лувре. Самые древние части (развалины главной башни) были восстановлены, а во дворе Наполеона появилась знаменитая современная пирамида, при помощи которой осуществляется связь между крыльями дворца с выставочными залами и двором.
Париж. Лувр / Paris. Louvre
Музей Лувр
Музей разделен на три части: Сюлли (Sully) - вокруг Квадратного двора, Денон (Denon) - крыло со стороны Сены и Ришелье (Richilieu) - крыло, выходящее на улицу Риволи.
Войти в музей можно только через большую Пирамиду, стоящую во дворе Наполеона. Театр начинается с вешалки, а Лувр - со стеклянной пирамиды. Вообще-то пирамиды (кроме главной пирамиды есть еще перевернутаю пирамида под землей и несколько небольших пирамидок) не сочетаются с древними стенами Лувра, но они значительно облегчают жизнь тысяч туристов, ежедневно посещающих этот музей.
Музей открыт ежедневно, кроме вторника, с 9.00, по понедельникам и средам до 21.45, в другие дни до 18.00 (залы закрываются немного раньше). После 15.00 и по воскресеньям билет стоит дешевле.
После входа в большую Пирамиду, спускаешься по экскалатору и попадаешь в огромный зал, крышей которого и служит стеклянная пирамида. Здесь расположены кассы, информационная стойка, где можно бесплатно получить план Лувра, представленный на всех основных языках (кроме русского, к сожалению).
На "подземном" (Lower Ground Floor) этаже находится музей истории собственно Лувра, тут можно увидеть фрагменты стырых стен крепости.

Коллекции Лувра
В общих чертах музей представляет собой латинские буквы "p" и "q", соединеные в вершинах Квадратным двором. Три больших раздела носят имена министра Генриха IV Сюлли (корпуса вокруг Квадратного двора), кардинала Ришелье (со стороны улицы Риволи, основная часть буквы "p") и директора Лувра при Наполеоне Денона (со стороны Сены, основная часть буквы "q"). Коллекции музея подразделяются на отделы. Основными отделами являются:
Памятники Древнего Востока
Памятники Древнего Египта
Древнегреческие, этрусские и древнеримские памятники
Прикладное искусство
Скульптура
Живопись

Сложно рассказывать о своих впечатлениях о Лувре и шедеврах этого великого музея. Я опишу залы и только перечислю представленные в них главные шедевры (поскольку я не чувствую себя достаточно уверенно при описании шедевров искусства).

На нижнем (нулевом) этаже крыла Денон размещены залы итальянской скульптуры; "Рабы" Микеланджело, "Психея и Амур" Кановы. Далее, уже в крыле Сюлли, располагаются античные залы.
На лестнице посетителей встречает Ника Самофракийская - одно из самых ярких произведений античности. Ниже, в одном из древнегреческих залов стоит прекрасная Венера Милосская. Это символ Древней Греции, символ Лувра, это самая известная статуя, когда-либо изваянная человеком. Рождение этих шедевров - Ники и Венеры относят ко II веку до нашей эры. Памятники и скульптуры Египта времен фараонов, Древних Греции и Рима.

Первый этаж крыла Денон. Здесь расположены полотна итальянских, испанских и французских мастеров XIII - XVIII вв. Именно здесь, в одном из самых дальних залов крыла Денон находится портрет Моны Лизы (Джоконда) работы Леонардо да Винчи. Нужно сказать, что чуть ли не половина людей, находящихся в Лувре, толкутся в этом зале - зале Джоконды.

В крыле Сюлли первый этаж посвящен прикладному искусству; здесь собраны тысячи образцов мебели, предметов интерьера, блюда, вазы, драгоценности. На втором (верхнем) этаже находятся произведения французской живописи XVII - XIX вв. В крыле Денон верхний этаж отведен не под музейные помещения.

В крыле Ришелье на нулевом этаже расположены залы французской скульптуры и античные памятники Мессопотамии - они находятся в крытых дворах. Первый этаж посвящен прикоадному искусству и художественным ремеслам. На втором этаже залы живописи: картины фламандских, голландских и немецких мастеров XIV-XVIII веков.

Безусловно, главные шедевры, представленные в Лувре это античные скульптуры:  Венера Милосская и Ника Самофракийская и картина Джоконда (портрет Моны Лизы) кисти Леонардо да Винчи (чтобы туристы случайно не пропустили эти шедевры, повсюду установлены указатели с их изображениями). Эти величайшие произведение искусства и на меня произвели самое сильное впечатление. Наверное, их нельзя сравнивать, но я точно знаю, что при упоминании названия Лувра первое, что предстает у меня перед глазами, это Венера Милосская.

Незаметно пришло время закрытия музея. С большим сожалением покидал я стены Лувра. Если когда-нибудь я снова буду в Париже, то обязательно постараюсь побывать в Лувре еще раз. По залам музея можно бродить бесконечно, каждый раз открывая для себя что-то новое.
Так завершилось мое путешествие по Лувру - одному из самых больших, великих и прекрасных музеев мира.

А через 2 дня, 14 апреля 11-летняя американка Эмма Страттон стала 200-милионным посетителем Лувра. Руководство Лувра поздравило юную американку со столь знаменательным событием, одарив книгами по искусству и памятными сувенирами. Так что Лувр вслед за Эйфелевой башней также перевалил 200-миллионный рубеж посетителей.

Париж - настоящее средоточие музеев и выставок. Здесь более 300 постоянно действующих экспозиций, среди которых (кроме Лувра и уже упомянутых мною музеев) особенно интересны Музей монументального искусства Франции с обширной коллекцией копий французских памятников и макетов исторических зданий, Музей Ниссим де Камондо - произведения декоративного искусства XVIII в., Городские галереи на рю Дофин, Мазарин, Бозар и авеню Матиньон и Монтеня - современная скульптура и живопись, Национальный музей искусства Востока ("Гимэ") - восточное искусство от Афганистана до Японии, Национальный музей народного искусства и традиций - обширная коллекция традиционных промыслов и исторических предметов, Музей Армии в Доме Инвалидов - большая коллекция оружия, доспехов, амуниции и знамен средневековья, Музей Родена, целиком посвященный знаменитому скульптору, также здесь хорошая коллекция импрессионистов, Музей Пикассо. Гран-Пале (Большой дворец) - место проведения постоянных экспозиций и выставок, Музей живописи д`Орсэ в здании старого вокзала - один из лучших музеев Франции с обширнейшей и разнообразной коллекцией, оригинальный Музей вина посвящен истории французского виноделия, начиная с XIV в., и имеет небольшой дегустационный зал, уникальный Музей монет в помещеннии старого Монетного двора (XVIII в.), единственный в своем роде Почтовый музей в районе Монпарнас и множество других.

Выйдя из Лувра я погулял немного по двору Наполеона, осматривая здания Лувра еще раз. Затем по широкому проспекту Опера направился к самому зданию парижской Оперы. Очень хороший и приятный вечер.

Опера Гарнье
Опера де Пари, Гранд Опера, Опера Гарнье (Opera de Paris, Grand'Opera, Opera Garnier) - самый большой оперный театр в мире. Это огромное помпезное здание стои на многолюдной площади Опера, где сходится несколько улиц.
Гранд Опера построена в 1862-75 гг. по проекту архитектора Жана-Луи-Шарля Гарнье. Национальная академия музыки и танца (еще одно название), крупнейший в мире оперный театр, вмещает более 2000 зрителей, на сцене могут одновременно находиться 500 актеров. Здание поражает своей величественностью. Оно было построено во времена Наполеона III. Фасад поражает обилием декоративных элементов. Внутреннее убранство театра не менее красиво и роскошно: мраморные статуи, парадная лестница, огромные окна, фрески.

От площади направился на юг, где в окружении модных отелей и магазинов расположена красивая и уютная Вандомская площадь.

Вандомская площадь
Площадь (Place Vendome) - восьмиугольная в плане площадь, со всех сторон окружена характерными для Парижа зданиями, светлыми и строгими. Площадь была построена на границе XVII и XVIII веков и названа в честе герцога Вандомского, дом которого находился здесь. В центре площади стояла статуя короля Людовика XIV, но во время Французской революции (кто ожидал другого?) она была уничтожена, так же как и многие другие аналогичные памятники. Сейчас в центре площади возвышается колонна, воздвигнутая в 1810 году в честь Наполеона I. Колонна - "кинематографическая", украшена спиралью барельефов, отлитых из бронзы 1200 пушек, захваченных в битве при Аустерлицем. Так что Россия в праве требовать возвращение трети этой бронзы. На вершине колонны первоначально была установлена статуя Наполеона I, но в 1814 году она была заменена статуей Генриха IV. В 1863 году снова установили статую Наполеона, но через восемь лет, во времена Парижской коммуны, ее опять демонтировали и окнчательно восстановили только 3 года спустя. Как мы видим на этом примере, парижане, как и их короли, крайне непостоянные и очень активные люди. Хорошо им, у нас же Ленины похоже будут стоять и лежать в разных позах неподвижно еще очень долгое время. Но вернемся на Вандомскую площадь. Ленина, если я еще не говорил, здесь нет. Вокруг площади стоят здания, некоторые из которых являются историческими памятниками сами по себе. Знаменитый отель "Ритц", где останавливались многие знаменитости. Теперь и с этим местом Парижа связаны трагически события - английсая принцесса Диана, леди Ди, выехала отсюда 31 августа 1997 года, о последовавшей через несколько минут автокатастрофе знает весь мир.

Улица Риволи расположена совсем недалеко от Вандомской площади, и именно по Риволи вдоль пассажа Ришелье Луврского дворца я вышел на площадь Согласия (Конкорд). И эта площадь обильно полита кровью, в том числе и королевской - здесь был казнен Людовик XVI.
Сегодня, конечно, мало что напоминает об этих событиях, красивая площадь, полиция на всякий случай была сосредоточена здесь (на случай выступлений пацифистов), торгуют (преимущественно) сувенирами. Я приобрел целых полтора килограмма информации и фотографий о Париже в книге "Искусство и история. Париж и Версаль". Очень красивые виды открываются с площади. Хорошо просматривается Эйфелева башня, эта парижская барышня вообще видна из многих точек Парижа, но всегда замираешь при виде ее, как в первый раз.

Прогулка по аллеям и широкому тротуару Елисейских полей. Многолюдно и весело здесь, впрочем как и везде в центре Парижа. Очень верный способ познакомиться с парижской жизнью - неторопливо пройтись по Елисейским полям, здесь есть все из современного Парижа. Между тем в очередной раз я приблизился к Триумфальной арке, прошел под ней, вышел на проспект Великой армии. Вернулся к арке, фотосессия и чтение моего нового информационного носителя. Встретился с Женей, поспорили с ним для приличия о французской истории, а затем отправились на прогулку по Елисейским полям, уже совсем вечерним, позже ночным. Жизнь не замирает здесь ни на секунду.
Попытки сфотографировать подсвеченную Эйфелеву башню (увенчались успехом) и по освещенным набережным Тюильри и Лувра мы вышли на площадь Карусель перед Лувром. Ночью музей красиво подсвечивается.
Лувр  стал главным пунктом субботы для меня. Здесь же и завершилась экскурсионная программа этого дня - поехал домой к Рено, высматривая упущенные достопримечательности на карте столицы Франции.


13 апреля 2003, воскресенье
Париж

Воскресенье 13 апреля, его первые минуты застали меня и Рено за очередной жаркой дискуссией по поводу войны в Ираке и изменений, которые она принесет. Кроме того, этот день знаменателен 40-летием Гарри Каспарова.
Я же перед сном, вооружившись картой и книгой о Париже, составил программу своего последнего дня в Париже (во время этой поездки).

Осуществление намеченной программы началось не с первыми лучами солнца (это было обусловлено желанием выспаться). Так или иначе, около 9.30, что по меркам парижского воскресенья является несусветной ранью я был у Королевского дворца (Palais Royal). Пале-Руаяль, построенный в XVII веке для кардинала Ришелье, расположен напротив Лувра, за улицей Риволи.

Очень зеленый внутренний двор дворца, красиво залитый солнечный светом. Здесь тоже не чувствуется влияние времени, приблизительно также это место выглядел и много лет назад. Гулял по двору, запечатлел дворец с развевающимися французскими флагами на фоне яркого голубого неба.

Между Лувром и Королевским дворцом (в сущности, оба комплекса зданий были в прошлом дворцами французских королей), на площади Королевского дворца находится небольшой красвый рынок, где торгуют разными сувенирами и продуктами, выступают артисты и фокусники. Чуть ли не половина продавцов - русские, торгующие янтарем и матрешками.

Яркий солнечный день, самый теплый за время моего пребывания в столице Франции. Осмотрев Королевский дворец, вышел на Rue de Rivoli к Лувру, миновал его и оказался на берегу Сены. Всегда при упоминании Сены вспоминается детская загадка "Какому городу мягко стоять?" (Парижу, потому что на Сене).

По воскресеньям, впрочем как и в другие дни на набережной в центральной части города, разворачивается целая ярмарка сувениров, книг и антиквариата. Очень много гуляющих и катающихся на роликовых коньках людей на набережной.
Парижская полиция, кстати, не отстает и тоже использует коньки как средство передвижения. Так что полицейские не отстают от прогресса. Кроме обычных полицейских машин и роликов, велосипедов и своих двоих стражи порядка в Париже передвигаются на автобусах, водометах, броневиках, бульдозерах (вся эта техниика была в субботу на площади Согласия и, как всегда, у американского посольства), вертолетах по воздуху, катерах и моторных надувных лодках по Сене.

Прогулка по набережной Сены, где уже вовсю пахнет свежестью и парижской весной. Пришел к Новому мосту (самый старый мост в Париже, конечно же, называется Новым). Позже перешел на остров Ситэ - Консьержери, Капелла. Вышел к Нотр-Дам де Пар, с которого и начинался мой детальный осмотр города 4 дня назад. На этот раз он начинал воскресный марш-бросок по главным парижским достопримечательностям. Обойдя собор Парижской Богоматери и посетив несколько сувенирных магазинов и лавок (на Ситэ сувениры дешевле), вернулся на "Большую Землю" - правый берег Парижа.

Снова прогулка вдоль Сены, по набережным Лувра и Тюильри (набережная по-французски "quai", так что и это слово пришло в английский из французского языка). Вышел на площадь между садом Тюильри и Лувром. Осмотр длинных зданий одного из самых гигантских музеев в мире. Достаточно простые на вид, здания при ярком и неярком солнце, днем и вечером, выглядят по-разному, но не перестают удивлять отточенностью линий и фигур.

Сад Тюильри. Очень много народа - парижане вышли греть свои организмы, много туристов. Вообще во всех парках и на всех улицах в Париже существенно больше людей по выходным, что понятно. Пройдя сад и его фонтаны, я попал на площадь Согласия - одну из самых больших, красивых (и кровавых, какк мы знаем из истории) площадей.

После просторной площади Согласия с ее памятниками и министерствами, я вышел на (самое частопосещаемое мною место в Париже) Елисейские поля. В любое время суток, недели, года здесь кипит жизнь. В частности она кипит в самом крупном
самого крупного парфюмерно-косметическом магазине Парижа "Сефора" (Sephora) на Елисейских полях (Avenue des Champs Elysees), 70-72. Без рассказа об этом магазине вряд ли парижский обзор может считаться полным.
Интерьер магазина оформлен как большой круизный лайнер, заставленный неисчислимым количеством ароматной продукции, у каждой фирмы свои отдельные стенды. Есть здесь и столики с книгами о запахах, и таблицы, позволяющие сравнивать цены на духи в разных городах мира. Этот гигантский магазин можно разделить на 2 неравные части: духи (это часть, естественно, большая) и вся остальная парфюмерия и косметика. Я думаю, что из огромной секции духов, где не переставая посетители проверяют запахов духов, неподготовленного человека (то есть без насморка) можно выносить вперед ногами. Однако со временем привыкаешь и даже (я говорю про себя) можешь начать с успехом различать запахи. В магазине, как и во многих крупнейших магазинах Франции, теперь работают русскоязычные продавцы из СНГ, поскольку немалую часть доходов магазины получают от туристов из России, Украины и других стран СНГ.

Дошел до Триумфальной арки, в очередной раз пройдя по самой главной и красивой улице Парижа - Елисейским Полям. Поля нужно пройти все и лучше не один раз, только тогда можно будет считать, что побывал в Париже. Правда общий обязательный список (что нужно сделать, пребывание в Париже "считалось") получается в Париже очень и очень внушительным. Похвалю себя, я почти ничего не упустил. Кстати о названии Елисейских Полей. "Элизиумом" древние греки называли часть загробного мира, в которой пребывали праведники. Отправиться на Елисейские Поля, по сути, значило умереть, попасть в обитель блаженных.

Итак, Триумфальная арка и площадь де Голля - площадь Звезды, от которой расходится 12 проспектов. По одному из них - Йены (при этом городе Наполеон одержал одну из первых своих громких побед) я потопал в сторону Сены, прямо по направлению к Эйфелевой башне, выйдя к площади и садам Трокадеро.

Площадь Трокадеро и дворец Шайо
Холм, сады и площадь Трокадеро (Trocadero) высятся на правом берегу Сены, напротив Эйфелевой башни. Здесь расположен огромный дворец Шайо (Chaillot), построенный в 1937 году, где находится национальный театр Шайо и четыре музея. Трокадеро - название испанского холма, перенесенного сюда французскими солдатами. Бассейны, фонтаны и сады спускаются к Сене. Отсюда открывается потрясающий вид на Эйфелеву башню.

Эйфелева башня. Даже будучи в Париже, каждый раз изумляешься при ее виде. Набежали облака и башня окрасилась в серые цвета. Последние взгляды и фотографирование. Воскресное оживление под башней и на Марсовом поле, где яблоку негде упасть. Пройдя Марсово поле, я повторил свой маршрут, проделанный вечер в пятницу, Собор и бульвар Инвалидов.

Около 17.00 пришел домой, сложил вещи, попрощался с Рено и отправился на Северный вокзал, с которого и начиналась программа моего пребывания во Франции 8 дней назад. Небольшая прогулка вокруг вокзала, последний телефонный разговор "из Парижа" и в 18.55 Thalys отправился в путь. Разглядывание окрестностей из окна, что-то еще. Пересадка в Роттердаме. Делфт.
В 22.39 прибыл домой и, разбирая вещи после поездки, принялся обдумывать план моего рассказа о путешествии во Францию.
И по прошествии некоторого времени (довольно длительное - даже мысленно расставаться с Парижем жалко) рассказ действительно был готов, рассказ о Франции и великолепном Париже. А Париж и впечатления от этого великолепного города и Франции до сих пор у меня в голове.

Ну что мой друг, свистишь?
Мешает жить Париж? (Юрий Кукин, "Париж")
Я бы сказал он не мешает жить, он просто начинает жить своей жизнью у Тебя внутри. Париж нельзя забыть, полюбив его Ты всегда остаешься с ним.

Мой французский после поездки раз так в шестнадцать стал лучше. Интересно  почему? Я имею в виду, что до поездки знал 2 французских слова, а теперь 32, и кто станет спорить, что не в шестнадцать раз?

К сожалению, на знаменитые пригороды Парижа Версаль с его королевским дворцом, Мальмезон, Рамбуйе, Фонтенбло, Шартр времени не осталось. Может быть, в следующий раз?

Самые-самые, или кое-что об установленных рекордах во время и после поездки.
- путешествовал на самых быстрых (пока) пассажирских поездах в мире - Thalys (из Роттердама в Париж) и TGV (Париж - Нант - Ле Круазик, Нант - Париж); на
территории Франции они разгоняются до 325 км/ч;
- подъем на самое высокое (для себя) сооружение - "небоскреб" Tour Montparnasse, 5 апреля, обзорная площадка "Терраса" на крыше, высота 210 метров (рекорд, впрочем, был побит 11 апреля - Эйфелева башня)
- впервые побывал на берегу океана - Атлантического;
- видел на верфи в Сент-Назаре строящийся один из самых больших пассажирских
кораблей в мире - Queen Mary 2 длиной 345 м, его ширина 39 м, высота 59 м, а водоизмещение 70000 тонн;
- подъем на самое высокое сооружение (для меня) - грандиозную и изящную
Эйфелеву башню высотой 320 метров, верхняя обзорная площадка на высоте 276 метров;
- (ну и нельзя не заметить) самый длинный рассказ о предпринятом мною путешествии. Если распечатать данный рассказ (а в нем около 2350 строк) с размером шрифта 12, то он займет 37 листов, то есть около одной миллиардной процента всей бумаги, печатаемой на принтерах ежегодно. Непросто подробно описать Париж и чувства, испытываемые в этом великом городе, но я очень старался.

Таким образом, за последний год мне посчастливилось посетить три самых популярных (в туристическом смысле) города в мире: Лондон, Рим и Париж. Париж - самый посещаемый город мира.
Столицы, посещенные за год: Лондон, Амстердам, Санкт-Петербург, Москва, Киев, Рим, Ватикан, Париж плюс Гаага, Санкт-Петербург и Ватикан, которые (каждый город по своему) тоже столицы.

Все города и населенные пункты (и некоторые замечательные места), в которых я побывал в возрасте 25 плюс/минус полгода - с 16 апреля 2002 по 16 апреля 2003 (сей внушительный список приведен по дате первого посещения в это ввремя):
Кембридж,  Лондон, Денэм, Гринвич, Виндзор, Станстед, Схипол, Лейден, Делфт, Дордрехт, Венло, Кельн, Аахен, Роттердам, Хаарлем, Амстердам, Гаага, Эде, Вахенинген, Гауда, Франкфурт-на-Майне, Пулково, Санкт-Петербург, Ульяновка, Москва, Черноголовка, Мытищи, Бисбосх, Маде, Схевенинген, Вассенаар, Руасси, Борисполь, Киев, Днепропетровск, Симферополь, Ялта, Ореанда, Алупка, Ливадия, Судак, Новый Свет, Кореиз, Ай-Петри, Утрехт, Неймеген, Неттерсхайм, Мармаген, Брюссель, Антверпен, Шарлеруа, Пиза, Рим, Ватикан, Верона, Венеция, Болонья, Флоренция, Розендаль, Шереметьево, Харьков, Фоорбург, Ноотдорп, Париж, Нант, Ле Круазик, Сент-Назар,  Бриер.
Страны: Великобритания, Нидерланды, Германия, Россия, Франция, Украина, Бельгия, Италия.

Французскому путешествию предшествовала поездка в Россию (Москва и Черноголовка, 26-30 марта), позже последовала поездка в Германию (Кельн, 18-21 апреля).

Некоторая дополнительная информация о Франции
Праздники и выходные дни: 1 января - Новый год, Пасха, 1 мая - День Труда, 8 мая - День Освобождения, Вознесение Христово, Духов день, Троица, 14 июля - День взятия Бастилии, Успение Богородицы, День Всех Святых, 11 ноября - День Поминовения и День перемирия в Первой мировой войне, с 25 декабря по 1 января - Рождество и рождественские каникулы.

Французская кухня
Французская кухня считается одной из лучших в мире и я это подтверждаю. Наиболее известными её продуктами являются булочки-круассаны, шоколадные хлебцы, багеты, длинные батоны, а также мясо и улитки по-бургундски, яйца "кокотт" с эстрагоном, блины из гороховой муки "сокка", сосиски по-лионски, омары с петрушкой, пирог из лука "писаладье" и, конечно, луковый суп. Плюс обязательное использование разнообразных соусов (более 3000 рецептов) и множества специй. При этом каждый регион страны имеет свою традиционную кухню, часто совершенно не похожую на "соседей", у каждой провинции есть свои особенные деликатесы.
Отдельного разговора заслуживают французские вина. Франция производит тысячи сортов превосходного вина", виноградники считаются национальным достоянием этой страны, которая подарила миру коньяк (в его современном понимании), шампанское и знаменитые арманьяки. Великолепные красные вина Бордо и Бургундии в средневековье считались "жидкой валютой Европы". Бретань и Нормандия знамениты своими сидром (игристый напиток на яблочной основе с содержанием алкоголя около 3-5%) и кальвадосом (продукт перегонки сидра двух- или трехлетней выдержки по коньячной технологии, "крепостью" более 40%), которые начали здесь производить ещё в XIII веке.

На этой оптимистичной ноте я и буду заканчивать свой рассказ о прекрасной стране Франции, Атлантическом океане, Ле Круазике и Нанте и великолепном и красивейшем городе Париж.
Париж - праздник, который всегда с Тобой!

Au revoir, дорогой читатель!
Пламенный привет из Франции.
Спасибо за внимание. До новых встреч на просторах Земли и Интернета.

Алексей Андрианов.

13 апреля - 8 мая 2003 года
Делфт

Предыдущие части рассказа: первая, вторая.
История Франции.


в начало
мои путешествия
электропочта



Rambler's Top100